Журнал «Обязательное медицинское страхование в РФ» 19.03.2024 No 1 «Стратегическое развитие системы здравоохранения через призму реалий Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Журнал «Обязательное медицинское страхование в РФ» 19.03.2024 No 1 «Стратегическое развитие системы здравоохранения через призму реалий Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Программа государственных гарантий определяет возможности граждан реализовать свое конституционное право на бесплатную медицинскую помощь. Средствами обязательного медицинского страхования финансово обеспечивается основная составляющая Программы – базовая программа ОМС.

Базовая программа обязательного медицинского страхования на 2024 год отмечена самым значительным финансовым обеспечением с наибольшим увеличением за 5 лет: +423 млрд рублей (в том числе 373 млрд рублей в составе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования).

 

Указанный прирост обеспечивает, прежде всего, индексацию заработной платы медицинских работников и увеличение остальных расходов медицинских организаций на индекс потребительских цен и лекарственное обеспечение. В Программе госгарантий предусмотрено увеличение расходов на оказание всех видов медицинской помощи, предоставляемых гражданам бесплатно.

За счет субвенции в 2024 году обеспечен средний подушевой норматив финансирования в расчете на одно застрахованное лицо в сумме 17 932,5 рубля, что на 13,3% больше 2023 года.

В результате территориальные программы ОМС бездефицитны в части базовой программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации.

Сбалансированность и устойчивость территориальных программ, а это 80% всех расходов в медицине, обеспечивает эффективность функционирования системы здравоохранения и равную доступность бесплатной медицинской помощи для каждого гражданина.

Программа госгарантий бесплатной медицинской помощи на 2024 год содержит ряд новелл по сравнению с Программой на 2023 год.

По Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года No 204 разработан национальный проект «Здравоохранение», задачами которого является в том числе обеспечение оптимальной доступности для населения первичной медико- санитарной помощи.

Приоритет профилактических мероприятий в первичном звене здравоохранения, пациентоориентированность работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, особенно в амбулаторном звене, и стали основой разработки Программы на 2024 год.

Наибольший финансовый прирост – 175,4 млрд рублей (а с учетом средств на медицинскую реабилитацию 176,9 млрд рублей) – направлен на первичную медико- санитарную помощь. В результате на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях заложено 40% финансирования территориальных программ ОМС.

В 2024 году планируется прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации более чем 100 млн застрахованных лиц – это 70% от общего числа населения, что почти на 15 млн больше, чем в 2023 году.

2024 год в России Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом семьи. В этой связи Программой предусмотрены отдельные профилактические мероприятия для мужчин и женщин по оценке репродуктивного здоровья с осмотром акушеромгинекологом, урологом и функциональными исследованиями, которые они смогут пройти поэтапно в зависимости от возрастных групп одновременно с прохождением общего профилактического осмотра или диспансеризации. С учетом кратности проведения (1 раз в 3 года) диспансеризацию для оценки репродуктивного здоровья смогут ежегодно проходить до 14 млн застрахованных лиц.

В рамках программ обязательного медицинского страхования застрахованные, имеющие хронические заболевания, имеют право на диспансерное наблюдение. В 2024 году первые выделены отдельные нормативы объема и финансового обеспечения диспансерного наблюдения для пациентов с отдельными социально значимыми заболеваниями (сахарный диабет, болезни системы кровообращения и онкология).

Предусмотрена также оплата за счет средств ОМС диспансерного наблюдения работающих граждан в здравпунктах, медицинских кабинетах или медицинских частях по месту работы человека при наличии указанных подразделений у работодателя (таблица).

Усиление роли диспансерного наблюдения в ближайшей перспективе стабилизирует состояние здоровья пациентов, сокращает число обращений к узким специалистам по поводу обострений хронических заболеваний, число вызовов скорой медицинской помощи и число госпитализаций, а в отдаленной – безусловно способствует снижению показателей смертности.

Продолжено внедрение искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Программой государственных гарантий на 2024 год расширены возможности применения искусственного интеллекта при проведении маммографических исследований в рамках проведения профилактических медицинских осмотров. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации за счет средств обязательного медицинского страхования установлены с учетом в том числе расходов, связанных с эксплуатацией систем поддержки принятия врачебных решений.

В последнее время искусственный интеллект активно развивается и применяется в различных сферах жизни человека. Медицина не должна являться исключением. Искусственный интеллект имеет невероятно большой потенциал в задачах медицинской диагностики, так как добивается наивысшей степени точности диагностики. Но, безусловно, решение о постановке диагноза всегда остается за врачом. Система поддержки принятия врачебных решений лишь облегчает его работу.

Усилена роль телемедицинских консультаций для приближения узкопрофильной квалифицированной помощи, оказываемой в том числе и ведущими научными центрами страны, ко всем гражданам вне зависимости от отдаленности региона или какой-то географической местности.

Для этого Программой на 2024 год предусмотрена возможность установления отдельных тарифов на оплату медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе для оплаты медицинских услуг референс-центров.

Теперь за счет средств ОМС также будет осуществляться проведение консультирования медицинским психологом для комплексной оценки состояния здоровья пациентов из числа ветеранов боевых действий; лиц, состоящих на диспансерном наблюдении; женщин в период беременности, родов и послеродовой период.

Кроме того, Программой предусмотрено оказание медицинской помощи ветеранам боевых действий во внеочередном порядке.

С целью финансовой поддержки сельских медицинских организаций нормативно установлено сопоставимое соотношение с городскими лечебными учреждениями подушевых нормативов финансирования первичной медико-санитарной помощи.

 

С учетом комплексной оценки эффективности проведения процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), проведенной Федеральным фондом ОМС совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании данных территориальных фондов ОМС, в Программе государственных гарантий установлены дополнительные критерии качества медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

С 2024 года распределение объемов медицинской помощи по проведению ЭКО осуществляется для медицинских организаций, выполнивших не менее 100 случаев ЭКО за предыдущий год (за счет всех источников финансирования).

Впервые введены такие критериями качества медицинской помощи, как:

  • число циклов ЭКО, выполняемых медицинской организацией в течение одного года;
  • доля случаев ЭКО, по результатам которого у женщины наступила беременность;
  • доля женщин, у которых беременность после применения процедуры ЭКО завершилась родами.

При этом в 2024 году данная услуга станет доступнее большему числу пациенток, так как норматив объема на данную услугу увеличен почти на 3% по сравнению с 2023 годом, с 89 501 до 91 478 случаев лечения, что даже превышает показатель «Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей», установленный федеральным проектом «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография».

 

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в октябре 2023 года поручено определить источники дополнительного финансирования мероприятий по лечению пациентов с гепатитом С. И в Программе в части медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, впервые выделены нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для вирусного гепатита С – предусмотрены средства на лечение 40 тыс. пациентов.

ХХI век можно назвать эпохой лапароскопии. Лапароскопическая хирургия является одним из наиболее перспективных направлений хирургии, ориентированных на минимизацию операционной травмы, сокращение длительности и повышение качества лечения больных. В Программе 2024 года значительно увеличены тарифы на проведение лапароскопических операций с применением эндоскопических технологий по лечению желчнокаменной болезни, желудочно-кишечного тракта, удалению грыж, лимфоузлов с учетом сложившихся затрат на расходные материалы.

Начиная с 2019 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», благодаря которому предусмотрено дополнительное финансовое обеспечение онкологической медицинской помощи за счет средств федерального бюджета.

В 2023 году общий объем финансового обеспечения медицинской помощи по профилю «онкология» составил 368,3 млрд рублей, что в 2 раза выше фактического уровня 2019 года – 185,7 млрд руб.

В 2024 году в дневном и круглосуточном стационарах по профилю «онкология» будет оказано более чем на 200 тыс. случаев больше, чем в 2023 году.

Федеральным фондом совместно с Минздравом России и экспертным сообществом ежегодно совершенствуются подходы к оплате противоопухолевой лекарственной терапии пациентам с онкологическими заболеваниями.

Впервые, начиная с 2019 года, тарифы на оплату химиотерапии формируются исходя из клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи с включением всех химиотерапевтических препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.

В 2020–2024 годах расширен перечень клинико-статистических групп (КСГ), связанных с проведением лекарственной терапии, для оплаты медицинской помощи онкологическим пациентам – с 20 до 38 КСГ, что позволило обеспечить индивидуальный подход в лечении пациентов и более полно компенсировать затраты медицинским организациям и снизить степень отклонения фактической стоимости схем лекарственной терапии от расчетной стоимости КСГ для схем стоимостью свыше 500 тыс. рублей.

Отдельное внимание уделяется оказанию медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями.

В системе обязательного медицинского страхования устанавливаются отдельные тарифы на оплату медицинской помощи детям при онкологических заболеваниях для случаев лечения с использованием пэгаспаргазы и иных лекарственных препаратов, ранее централизованно закупаемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что несовершеннолетним при оказании им медицинской помощи могут быть назначены лекарственные препараты, включенные в стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации по заболеваниям, не указанным в инструкции лекарственного препарата (офф-лейбл).

Также пациентам в возрасте до 21 года при отдельных онкологических заболеваниях имеется возможность продолжения лечения, которое начато в возрасте до 18 лет в тех же медицинских организациях.

Указанные изменения способствовали значительному росту доступности медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями с применением противоопухолевой лекарственной терапии: так, количество оказанных случаев увеличилось по сравнению с 2019 годом почти в 2 раза – с 1,6 млн случаев лечения до 2,7 млн случаев в 2023 году. Объем финансового обеспечения указанной медицинской помощи увеличился с 2019 года в 2,3 раза – со 117,2 млрд рублей до 265 млрд рублей.

В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год в целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов в системе ОМС применены следующие механизмы для оплаты медицинской помощи по профилю «Онкология»:

  • формирование тарифов на оплату химиотерапии осуществляется с учетом средней сложившейся стоимости единицы действующего вещества (мг/мл) лекарственных препаратов, включенных в соответствующие схемы лекарственной терапии;
  • установлены обязательные условия по проведению молекулярно-генетических исследований для назначения отдельных таргетных лекарственных препаратов для проведения противоопухолевой лекарственной терапии;
  • разгруппирован коэффициент сложности лечения пациента с учетом проведения сопроводительной лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях у взрослых в зависимости от примененного лекарственного препарата.

Внедрение указанных механизмов с 2024 года позволит увеличить доступность и улучшить качество медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями.

Расширяются возможности применения генно-инженерных биологических препаратов (ГИБП) и селективных иммунодепрессантов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара в рамках территориальных программ ОМС.

Так, оплата медицинской помощи с применением генно-инженерных биологических препаратов до 2022 года осуществлялась по 1 клинико-статистической группе заболеваний с использованием 31 лекарственного препарата.

В 2023 году с целью повышения доступности оказания медицинской помощи перечень КСГ был существенно расширен до 20 КСГ и впервые выделена КСГ, связанная с проведением инициации лекарственных препаратов, а также включением дополнительно 5 лекарственных препаратов (Анакинра, Инклисиран, Левилимаб, Нинтеданиб, Рисанкизумаб), при этом стоимость лечения 1 случая максимально составляла до 2,3 млн рублей.

В 2024 году в Программе актуализирована стоимость лечения с применением ГИБП с учетом:

  • фактически сложившейся частоты и кратности назначения генно-инженерных биологических препаратов в 2023 году;
  • средневзвешенной фактической закупочной цены за единицу действующего вещества с учетом разных форм выпуска.

В расчете стоимости введения таких лекарственных препаратов для определения суточной дозы также использовались средние значения показателей в зависимости от возраста пациента: для пациентов старше 18 лет – площадь тела (1,88 м2 ) и вес (77,2 кг); для пациентов младше 18 лет был учтен фактический средний возраст пациента, применяющего каждую схему, и, соответственно, для расчетов брался средний рост и вес ребенка соответствующего возраста.

Таким образом, Программа в части оплаты лечения с использованием генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов сформирована с учетом реальной оценки необходимых затрат на возмещение применения указанных лекарственных средств у больных различных профилей.

Одним из немаловажных элементов структуры расходов ФОМС является оплата высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).

На протяжении последних лет наблюдается ежегодный рост проведения высокотехнологичных операций по сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, онкологии, офтальмологии и другим профилям. Причем основной рост происходит за счет возможности лечения высокотехнологичными методами в региональных клиниках, что способствует повышению доступности новых высокоэффективных методов лечения для пациентов.

Так, в 2024 году из перечня ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в базовую программу ОМС были переведены 25 наиболее растиражированных методов по профилям «Акушерство и гинекология»; «Педиатрия»; «Офтальмология»; «Сердечно-сосудистая хирургия»; «Травматология и ортопедия» и «Урология».

Кроме того, в перечень ВМП, включенной в базовую программу ОМС, был добавлен новый метод «Ротационная коронарная атерэктомия, баллонная вазодилятация с установкой 1–3 стентов в коронарные артерии» по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия».

С учетом переведенных методов, дополнительно на оплату высокотехнологичной медицинской помощи будет потрачено около 10 млрд руб. Перевод указанных методов с 2024 года приведет к повышению доступности и качества медицинской помощи для пациентов.

Значительный рост затрат (почти на 14%) на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС федеральными медицинскими организациями обусловлен увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи и доли сложных, тяжелых случаев лечения в общем объеме медицинской помощи, оказанной такими организациями.

Минздравом России и Фондом принимаются максимально возможные меры по увеличению объема средств, направляемых на оказание медицинской помощи, обеспечивающих ее качество и доступность.

В настоящее время бюджет Фонда является главным средством финансового обеспечения задач и функций государства в сфере обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом. Он играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и устойчивости системы здравоохранения.

Для каждого гражданина Российской Федерации обеспечена равная доступность бесплатной медицинской помощи.

Царева Ольга
Заместитель председателя Федерального обязательного медицинского страхования

Фото: из открытых источников поисковой системы Яндекс