Диагноз определяет суть заболевания пациента. Чтобы поставить диагноз, пациенты и обслуживающие их медико-санитарные работники должны совместно пройти сложный и порой длительный диагностический процесс. Он включает в себя беседу с пациентом, осмотр, тестирование и анализ результатов, после чего ставится окончательный диагноз и назначается лечение. Диагностические ошибки, которые возможны на любом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия. Запоздалая, ошибочная или пропущенная постановка диагноза способна продлить болезнь пациента, а в некоторых случаях привести к его инвалидности и даже к смерти.
В нынешнем году кампания по проведению Всемирного дня безопасности пациентов названа «Улучшение диагностики для безопасности пациентов» и проходит под лозунгом «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!». В этот день пациенты и их семьи, медико-санитарные работники, руководители учреждений здравоохранения, представители директивных органов и гражданского общества будут особо выделять ключевую роль правильной и своевременной диагностики в обеспечении безопасности пациентов.
Правильная и своевременная постановка диагноза – это первый шаг к профилактическим мероприятиям и эффективному лечению.
Диагностические ошибки составляют 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов и распространены во всех учреждениях здравоохранения. К таким ошибкам могут относиться пропущенные, ошибочные, запоздалые или неправильно сформулированные диагнозы. Они способны ухудшить состояние пациента, а в ряде случаев привести к длительной или тяжелой инвалидности и даже к смерти, а также к увеличению расходов на медицинское обслуживание.
Понимание диагностического процесса – это ключ к уменьшению количества ошибок.
Диагностический процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов, в том числе первичное обращение пациента, изучение анамнеза и осмотр пациента, диагностическое обследование, обсуждение и представление результатов, взаимодействие и координацию, постановку окончательного диагноза и составление плана лечения, наблюдение и повторное обследование. Ошибки возможны на любом из этих этапов.
Для устранения диагностических ошибок существует целый ряд решений.
Директивные органы и руководители учреждений здравоохранения должны создавать благоприятную рабочую обстановку и предоставлять качественные средства диагностики; медико-санитарных работников нужно стимулировать к постоянному совершенствованию профессиональных навыков и устранению неосознанной предвзятости в суждениях; а пациентам следует оказывать поддержку, чтобы они активно участвовали в диагностическом процессе.
Постановка диагноза — это коллективное усилие.
Для правильной и своевременной постановки диагноза необходимо взаимодействие между пациентами, их семьями, осуществляющими уход лицами, медико-санитарными работниками, руководителями учреждений здравоохранения и директивными органами. Все заинтересованные стороны должны участвовать в формировании диагностического процесса и иметь возможность высказывать любые опасения